Гоночный КрАЗ
Гоночный КрАЗ

Что общего у КрАЗа с танком Т-64, БелАЗом и комбайном? Чем когда-то Кременчугский автозавод был круче собратьев в Европе – Mercedes, MAN, Scania и Volvo? И почему при этом европейцы ничего не знали о КрАЗе?

Если вам интересны ответы на эти вопросы, тогда этот материал для вас.

CarDiagram решила внимательно изучить историю Кременчугского автомобильного завода. И поделиться с вами ее самыми интересными страницами. Ниже – пять коротких историй из жизни КрАЗа.

Пять интересных фактов о КрАЗе

1КрАЗовские комбайны

Кременчугский комбайн
Кременчугский комбайн

Завод в Кременчуге не всегда был автомобильным. Его строительство начали сразу после войны. И изначально никакого отношения к машиностроению он не имел. Предприятие выпускало стальные пролеты для мостов, и называлось «Кременчугский завод мостовых металлоконструкций».

В 1956 году завод решили перепрофилировать под выпуск сельскохозяйственной техники. В Кременчуге начали выпускать кукурузные комбайны Ку-2А (на фото выше).

Технику для сельского хозяйства завод выпускал всего два года. В 1958 году в Украину перенесли производство грузовиков с Ярославского автомобильного завода.

2Крупнейший производитель грузовиков в Европе

КрАЗ ВСУ
Военные грузовики КрАЗ

В 1986 году КрАЗ выпустил рекордное за всю свою историю количество грузовиков – 30 655 шт. Это примерно в 20 раз больше, чем предприятие собрало в 2014-м.

Кременчугский автозавод стал крупнейшим производителем грузовых автомобилей в Европе, опередив такие именитые бренды, как Mercedes, MAN, Scania и Volvo.

Статус крупнейшего в Европе КрАЗ сохранял и впервые годы независимости Украины, вплоть до 1995 года.

3КрАЗ с двигателем от Т-64

Гоночный КрАЗ
Гоночный КрАЗ

Да, был когда-то и такой грузовик. Причем, что самое интересное, собрали его не в советское время, а уже в независимой Украине.

В 1991 году сотрудники завода решили, что нужно популяризировать КрАЗ в Европе. А для этого нужно поучаствовать в «Формуле 1» для грузовиков — Truck Grand Prix, состязание которое до сих пор проходит в Германии на Нюрбургринге.

Всего за семь месяцев КрАЗ подготовил прототип гоночного грузовика. Машину разрабатывали совместно с другим легендарным украинским предприятием – харьковским Заводом им. Малышева, который специализируется на выпуске танков и бронетранспортеров.

Чтобы прибавить грузовику мощности на него поставили турбированный дизельный мотор от Т-64, который выдает 700 лошадиных сил. Конструкцию самого грузовика тоже существенно усовершенствовали. Получившаяся модель — КрАЗ-5640 – стала мощнее, короче и значительно легче.

В 1992 году болид КрАЗ выехал на трек в Нюрбурге. Но, увы, в заездах у гоночного КрАЗа сломалась уникальная деталь, которую изготавливали специально для прототипа. Поэтому «украинцу» пришлось сойти с дистанции.

4Общее имя с БелАЗом

КрАЗ под брендом БелАЗ
КрАЗ под брендом БелАЗ

Мы уже сказали, что КрАЗ решил участвовать в гонках в Германии, чтобы сделать себе имя на Западе. Но для чего это заводу, который поставляет грузовики на экспорт с 1960-х и носит статус крупнейшего производителя в Европе? На тот момент его должны были отлично знать во всем мире.

Но о КрАЗе в Европе действительно никто не слышал. Все дело в том, что грузовые автомобили Кременчугского автозавода экспортировались не под маркой KrAZ, а под брендом BelAZ, что видно на фото выше.

Почему советское руководство решило сделать именно так, достоверно неизвестно. Некоторые утверждают, что на тот момент БелАЗ был известным в Европе брендом, а о КрАЗе никто ничего не знал.

Еще одна версия – КрАЗ для европейцев труднопроизносимое слово.

5Подготовка КрАЗа к ралли

КрАЗ Самум
КрАЗ Самум

Еще один амбициозный проекта КрАЗа – раллийная модель «Самум» (на картинке). Впервые завод представил ее в 2007 году. Машину назвали по аналогии с сухим жарким ветром в Северной Африке. Имя машине выбрали неслучайно. КрАЗ «Самум» должен был принять участие в ралли «Дакар».

Но поучаствовать в Дакаре не получилось. Гонку в 2008 году отменили. Официальная причина отмены звучала так: «Угроза безопасности участников со стороны террористических группировок, связанных с «Аль-Каидой», в Северной Африке».

А в 2009 году разразился кризис. И КрАЗу уже было не до Дакара.