Россия зависит от оборонной промышленности Украины больше, чем кажется на первый взгляд. Комплектующие, выпускаемые на украинских предприятиях, есть практически в каждом крупном проекте российской «оборонки».

Благодаря украинским двигателям летает Ка-50 «Черная акула» и выходят в море российские фрегаты.

Украинское оборудование охлаждает реакторы на российских атомных подводных лодках.

На боевых самолетах «Су» и «МиГ» устанавливаются украинские системы автоматического наведения на цель.

Российские межконтинентальные баллистические ракеты зависят от сервисного обслуживания днепропетровского «Южмаша» и систем наведения харьковской компании «Хартрон».

С марта прошлого года Кабмин запретил поставки товаров военного назначения в Россию. Для многих проектов это значит, как минимум, заморозка на долгие годы. А может и навсегда.

Издание Hubs собрало 10 проектов российской «оборонки», которые зависят от Украины

РС-20 («Сатана»)

РС-20 (Сатана)
РС-20 (Сатана)

Читайте такжеПять боевых машин, созданных в Украине


Партнер в Украине: «Южмаш».


Что поставляет: комплектующие, проводит сервисное обслуживание.


Ракета РС-20 или «Сатана» по классификации НАТО, — проект еще советских времен. Выпускал их украинский «Южмаш». Но после отказа от ядерного статуса «Сатану» отправили «на гражданку» — на ее базе начали разрабатывать космическую ракету «Днепр».

Полноценной альтернативы РС-20 у России пока нет. Хотя конструкторы давно пытаются создать аналог. За последние 10 лет появились «Тополь-М» и РС-24 «Ярс». Все ракеты создаются с помощью украинцев.

Но по техническим характеристикам и надежности сравниться с советскими образцами они пока не могут. Поэтому приходится обращаться за услугами на родной завод «Сатаны» — в Днепропетровск.

РТ-2ПМ2 «Тополь-М»

Тополь-М
Тополь-М

Читайте такжеПять лучших авто Европы


Партнер в Украине: компания «Хартрон».


Что поставляет: системы наведения, сервисное обслуживание.


«Тополь» — советский ракетный комплекс, который доработали российские конструкторы, после чего приделали к нему букву «М». На вооружение армии РФ он был принят в 2000 году.

Модифицированный «Тополь» может поражать цели на расстоянии до 11 000 километров. Это как раз одна из ракет, «способных превратить какую-то часть США в радиоактивный пепел».

Но для этого ей нужна помощь Украины. Разработкой системы наведения «Тополя» занималось харьковское предприятие «Хартрон». Поэтому харьковчане так же, как и «Южмаш», все эти годы оставались участниками российского проекта по созданию межконтинентальных баллистических ракет.

Вертолеты «Ми» и «Ка»

Ка-50 (Черная акула)
Ка-50 (Черная акула)

Читайте такжеКрАЗ по-грузински


Партнер в Украине: «Мотор Сич».


Что поставляет: авиационные двигатели.


Создать собственные двигатели для вертолетов российские машиностроители собираются как минимум последние 10 лет. Но дальше разговоров дело пока не идет. Практически все военные вертолеты семейства «Ми» поднимаются в воздух благодаря двигателям «Мотор Сичи».

Стоят украинские агрегаты и на четырех моделях ударных вертолетов семейства «Ка». В частности, запорожским двигателем комплектуется легендарная машина Ка-50, более известная как «Черная акула».

Подводные лодки «Ясень»

Подводные лодки «Ясень»
Подводные лодки «Ясень»

Партнер в Украине: завод «Экватор».


Читайте такжеКакую технику Украине могут поставить Эмираты


Что поставляет: вентиляционные и охладительные системы.


«Экватор», на первый взгляд, не имеет никакого отношения к оборонной промышленности. На сайте завода в разделе «продукция» только холодильники, вентиляторы и кондиционеры.

Тем не менее, до недавнего времени «Экватор» участвовал в одном из самых серьезных военных проектов России – создании атомных подводных лодок «Ясень». Николаевское оборудование использовалось для охлаждения основных агрегатов подводки.

Звучит, конечно, не очень масштабно. Однако для машин, работающих на атомной энергии, роль охлаждения трудно переоценить. Достаточно вспомнить аварию на Чернобыльской АЭС, где реактор взорвался именно от перегрева.

Фрегаты для ВМС России

Фрегаты для ВМС России
Фрегаты для ВМС России

Читайте также10 бронемашин, созданных волонтерами


Партнер в Украине: НПК «Заря-Машпроект».


Что поставляет: турбомоторы.


«Заря-Машпроект» остается основным поставщиком двигателей для российских фрегатов. Предприятие еще несколько лет назад заключило контракты на строительство моторов как минимум для четырех кораблей Военно-морского флота России: «Адмирала Макарова», «Адмирала Бутакова», «Адмирала Истомина» и «Адмирала Корнилова».

Последние годы «Заря» помогала россиянам осваивать собственное производство. Но война на Востоке Украины и оккупация Крыма поставили крест на партнерстве.

Как будут выходить из ситуации российские судостроители, неизвестно. Но без участия «Зари» на воду спускать будет нечего.

Боевые самолеты «МиГ» и «Су»

Украинские тепловое головки на российских ракетах
Украинские тепловое головки на российских ракетах

Читайте такжеЧто привезла Украина на выставку военной техники в Абу-Даби


Партнер в Украине: «Арсенал».


Что поставляет: комплектующие для ракет, системы указания цели.


К производству самих «МиГ» и «Су» Украина не имеет отношения. Однако в Киеве производят пока что незаменимые для российских самолетов «гаджеты» — комплектующие для управляемых ракет и нашлемные системы указания цели.

Выпускает эти устройства завод «Арсенал». Предприятие поставляло тепловые головки самонаведения для российских ракет Р-73 «Лучник», которые устанавливаются на все боевые самолеты России.

Без тепловых головок ракета не может самонаводиться и фактически становится слепой.

При этом «Лучник», как правило, работает в паре с еще одним продуктом «Арсенала» — нашлемной системой указания цели «Щ-3УМ-11». Она позволяет пилоту «брать на мушку» противника, который находится в визуальной видимости.

Военно-транспортный самолет Ил-76

Ил-76
Ил-76

Читайте также10 боевых машин России на Донбассе


Партнер в Украине: Завод «Антонов», Харьковский машзавод «ФЭД».


Что поставляет: комплектующие.


Обычно, когда говорят о партнерстве «Антонова» с Россией, вспоминают о пассажирском судне Ан-148. Но «антоновцы» также поставляют комплектующие для военно-транспортного самолета Ил-76. А харьковский машзавод «ФЭД» задействован в производстве его двигателя.

Противотанковая самоходка «Хризантема»

Противотанковая самоходка «Хризантема»
Противотанковая самоходка «Хризантема»

Читайте такжеПять концептов авто, созданных в Украине


Партнер в Украине: НПК «Фотоприбор».


Что поставляет: прицельные комплексы.


«Хризантема» — одна из последних разработок российского оборонпрома. Машина поступила на вооружение армии в 2005 году.

Ее создатели гордятся тем, что для поражения цели «самоходке» не нужен оптический прицел. Для наведения ракет «Хризантема» использует радиолокационную станцию и лазерную систему.

Прицельный комплекс выпускает НПК «Фотоприбор» на заводе в Черкассах.

Зенитно-ракетная система С-300

Зенитно-ракетная система С-300
Зенитно-ракетная система С-300

Читайте такжеКак будут собирать налог на «роскошь»


Партнер в Украине: завод «Лорта».


Что поставляет: аппаратура документирования.


С-300 – еще один ракетный монстр, который достался России в наследство от СССР и теперь постоянно модернизируется. Комплекс был разработан для защиты стратегически важных объектов. Его главная задача – обнаружение воздушных целей.

В состав С-300 входит радиолокатор, который и должен засекать самолеты и другие летающие объекты.

За расшифровку всего, что «услышит» локатор, отвечает прибор со скромным названием ДД-91. Без него оператор С-300 просто не поймет, о чем ему сообщает радиотехника.

Разрабатывают же и выпускают ДД-91 во Львове на заводе «Лорта».

Управляемая ракета Х-59 «Овод»

Управляемая ракета Х-59 «Овод»
Управляемая ракета Х-59 «Овод»

Читайте такжеКаким мог быть горбатый «Запорожец»


Партнер в Украине: «Мотор Сич».


Что поставляет: двигатели.


Зависит от запорожских «движков» и российское вооружение — на авиационной ракете класса «воздух-земля» Х-59 «Овод» установлен маршевый двигатель Р95-300 украинского производства.

«Оводы» вешают как на истребители «МиГ», так и на штурмовики «Су».

3 КОММЕНТАРИЯ(ЕВ)

    • Мы действительно дали не все предприятия. Их всего около 80. Перечислить все просто невозможно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here