Бронированные КрАЗ – явление относительно новое. Бронировать автомобили Кременчугский автозавод начал в 2011 году.

В советское время КрАЗ не делал бронированных машин. Наверное, потому что в Союзе и понятия такого не было. Обходились БТР и БМП.

Теперь в «портфеле» КрАЗа, как минимум, шесть моделей бронеавтомобилей. И по состоянию на конец 2015 года четыре из них уже выпускаются серийно. Основные заказчики – Вооруженные силы и Национальная гвардия Украины.

Несмотря на популярность «кразовских» броневиков, информации об их технических возможностях в открытых источниках очень мало. А та, что есть, часто противоречит друг другу. Поэтому CarDiagram решила собрать все факты воедино и еще раз их перепроверить.

КрАЗ-6322 «Рапотор»

КрАЗ Рапотор

Шасси Краз-6322
Двигатель Deutz TCD-2015V06
Топливо дизель
Объем, л. 11,9
Мощность, л.с. 483
Крутящий момент, Н*м 2080
Макс. скорость, км/ч 90
Объем баков, л. 500
Расход топлива, л/100 км 35
Запас хода, км 1200
Колесная формула 6Х6
Вместительность, чел. 20

Первый КрАЗ с элементами бронирования можно было увидеть на выставке военной техники в Абу-Даби еще в 2007 году. Тогда завод показал модель КрАЗ-6322 «Рапотор» с бронированным отсеком для десанта.

КрАЗ Рапотор в Абу-Даби, 2007
КрАЗ Рапотор в Абу-Даби, 2007

Автомобиль предназначался для Индии и стран Персидского залива. На фото с выставки видно, что бронирован лишь отсек для личного состава. Кабина, как и прежде, была уязвима для всех видов огнестрельного оружия.

Учитывая то, что бронированный кузов съемный, очевидно, по замыслу разработчиков, автомобиль должен был лишь доставлять его на заданное место.

Но со временем стало понятно, что этого недостаточно. И в ноябре 2014 году КрАЗ представил уже совсем другой «Рапотор» – с бронированной кабиной и топливными баками.

Сегодня КрАЗ «Рапотор» находится на вооружении у Национальной гвардии.

«Кобра» и «Кугуар»

КрАЗ Кугуар
КрАЗ Кугуар
Шасси Toyota Land Cruiser
Двигатель Toyota 1GR-FE
Топливо Бензин
Объем, л. 4
Мощность, л.с. 236
Крутящий момент, Н*м 361
Макс. скорость, км/ч 105
Объем баков, л. 180
Расход топлива, л/100 км 15
Запас хода, км 900
Колесная формула 4Х4
Вместительность, чел. 8

Дальше КрАЗ взялся осваивать самые малые автомобили, которые ему когда-либо приходилось собирать, – «Кобра» и «Кугуар». Правда, тут работы для завода была не так много. Разработкой машин занималась канадская Streit Group, шасси и моторы брали от Toyota Land Cruiser.

По некоторым подсчетам, в «Кобре» и «Кугуаре» использовалось до 80% импортных деталей. Так что броневики получились не совсем украинскими.

Из двух бронированных авто на базе «Тойоты» решили оставить «Кугуар». В 2014 году автомобиль попал на вооружение к украинским военным и даже участвовал в нескольких парадах – в честь Дня победы и Дня независимости Украины.

«Кугуар» неоднократно подвергался критики. В частности, в июне 2015 года советник президента и волонтер Юрий Бирюков обвинил КрАЗ в низком качестве сборки.

КрАЗ Спартан

«КрАЗа Спартан» с боевым модулем «Сармат»
«КрАЗ Спартан» с боевым модулем «Сармат»
Шасси Ford F550
Двигатель Ford 6,7L V8 TD
Топливо Дизель
Объем, л. 6,7
Мощность, л.с. 440
Крутящий момент, Н*м 1166
Макс. скорость, км/ч 110
Объем баков, л. 257
Расход топлива, л/100 км 23
Запас хода, км 800
Колесная формула 4Х4
Вместительность, чел. 8

Еще один броневик на неродном для КрАЗа шасси – «Спартан». В его основе – пикап Ford F550. Двигатель тоже «фордовский».

Разработкой «спартанцев», как и «Кугуаров», занималась Streit Group. Первый автомобиль был собран в канадском штате Онтарио на заводе Streit Group’s Canadian Manufacturing Facility в 2013 году.

А уже в 2014-м «Спартан» начали собирать в Кременчуге. Автомобиль успели закупить Нацгвардия, ВСУ и Госпогранслужба.

КрАЗ Спартан без колеса
КрАЗ Спартан без колеса

На «Спартаны» также было множество нареканий. В частности, фотографии из зоны боевых действий на Донбассе наглядно демонстрировали, что шасси «Форда» не выдерживает бронированного корпуса.

Из-за многочисленных жалоб КрАЗу пришлось усовершенствовать машину. Впрочем, своей вины завод не признал и настаивал на том, что машины ломаются, так как их неправильно эксплуатируют.

КрАЗ Шрек

КрАЗ Шрек/KrAZ Shrek
КрАЗ Шрек/KrAZ Shrek
Шасси КрАЗ-5233НЕ
Двигатель Deutz TCD-2015V06
Топливо Дизель
Объем, л. 11,9
Мощность, л.с. 483
Крутящий момент, Н*м 2080
Макс. скорость, км/ч 100
Объем баков, л. 280
Расход топлива, л/100 км 35
Запас хода, км 600
Колесная формула 4Х4
Вместительность, чел. 12

Бронированный КрАЗ с самым странным названием – «Шрек». В броневике помещается 10 бойцов. Но если уплотнить сидения, можно разместить и больше.

Впрочем, этот бронеавтомобиль предназначен не только для перевозки десанта. Он также имеет вариант скорой помощи и специального автомобиля для разминирования.

Первые КрАЗ Шрек достались Национальной гвардии Украины. Гвардейцы получили броневики в начале 2015 года. Это были первые автомобили подобного класса, которые поступили на вооружение украинской армии.

Если хотите оценить технические возможности Шрека, смотрите наш материал КрАЗ Шрек против Урал ВВ.

КрАЗ Феона

КрАЗ Феона
КрАЗ Феона
Шасси Краз-6322
Двигатель Caterpillar C9 Heavy Duty
Топливо Дизель
Объем, л. 9,3
Мощность, л.с. 425
Крутящий момент, Н*м 1830
Макс. скорость, км/ч 100
Объем баков, л. 280
Расход топлива, л/100 км 28
Запас хода, км 800
Колесная формула 6Х6
Вместительность, чел. 12

«Феона» – один из последних бронеавтомобилей, представленных КрАЗом. Впервые его показали на выставки в Абу-Даби в 2015 году.

Об автомобиле мало что известно. В частности, на сайте КрАЗа информации о нем нет вообще.

У броневика одна платформа с «Раптором» – КрАЗ-6322. Но конструктивно это совсем разные автомобили. У «Феоны», в отличие от «Раптора», единый бронированный корпус. Она не боится не только стрелкового оружия, но и мин.

Для рассеивания взрывной волны КрАЗ Феона имеет днище V-образной формы. Внутри – антиосколочная обшивка. А сиденья для повышения безопасности десанта крепятся не к полу, а к потолку.

КрАЗ Ураган

КрАЗ Ураган
КрАЗ Ураган
Шасси КрАЗ-7634
Двигатель Cummins ISME
Топливо Дизель
Объем, л. 10,8
Мощность, л.с. 385
Крутящий момент, Н*м 1965
Макс. скорость, км/ч 100
Объем баков, л. 280
Расход топлива, л/100 км 30
Запас хода, км 800
Колесная формула 8Х8
Вместительность, чел. 12

Самый мощный бронированный КрАЗ – «Ураган». Это единственный украинский бронированный грузовик, который имеет колесную формулу 8X8. То есть все четыре моста «Урагана» – ведущие.

Пока о планах наших военных, закупать подобные броневики, ничего неизвестно. В КрАЗе тоже предпочитают сохранять молчание. На сайте завода даже не указаны технические характеристики бронеавтомобиля. Впрочем, не исключено, что у украинского завода пока нет лицензии на выпуск Ураганов. То же самое относится и к Феоне. Иначе как объяснить отсутствие этих машин в каталоге продукции предприятия.

По своим техническим характеристикам «Ураган» сопоставим с российским броневиком КамАЗ «Тайфун». Сравнение этих великанов вы можете посмотреть в статье КрАЗ «Ураган» против КамАЗ «Тайфун».

«Пантера»

КрАЗ Пантера
КрАЗ Пантера

«Пантера» – проект арабской Ares Security Vehicles, в котором также поучаствовал КрАЗ. Первые «Пантеры» были построены на шасси КрАЗ-5233 и КрАЗ-6322. Однако сейчас на сайте арабской компании указано, что автомобиль собирается на базе Toyota Land Cruiser. Упоминаний о КрАЗе нет.