ЗАЗ Вида - Chevrolet Aveo
ЗАЗ Вида - Chevrolet Aveo

Последний автомобиль, разработанный с нуля в Украине, увидел свет почти 30 лет назад – в ноябре 1987 года с конвейера сошла первая серийная «Таврия».

Справедливости ради стоит сказать, что уже на момент выхода «Таврия» была весьма устаревшей моделью. Впрочем, в этом не было вины разработчиков. Завод был готов выпускать автомобиль еще в 1970-ые. Но советское руководство постоянно откладывало выпуск «Таврии» в свет.

При разработке последнего украинского автомобиля было решено ориентироваться на Ford Fiesta, который тогда был очень популярен в Европе. У автомобилей даже есть некоторое внешнее сходство. Но в целом, конечно же – это абсолютно разные машины. К тому же «Таврия» вышла на 10 лет позже «Фиесты».

ЗАЗ Таврия (1987 г.) и Ford Fiesta (1976 г.)

ЗАЗ Таврия и Ford Fiesta
ЗАЗ Таврия и Ford Fiesta

Долгое время «Таврия» возглавляла рейтинг ТОП-10 самых дешевых авто в Украине. Однако с тех пор фактически ЗАЗ не разработал ни одной новой модели. Все, что сегодня выпускает завод, — наработки других компаний: корейских, американских и китайских.

После обретения Украиной независимости Запорожский автозавод на некоторое время перешел в управление корейской Daewoo. Компания решила доработать «Таврию». Так появились модели «Таврия-Нова», «Славута» и малоизвестный вариант модели – «Дана». Все они выпускались на шасси «Таврии» и были новыми моделями лишь условно.

На этом, пожалуй, история конструкторской мысли украинского легкового автопрома заканчивается. Собственно, у корейцев не было необходимости заниматься разработкой новых моделей на ЗАЗе. У них были уже готовые Nubira, Leganza и Lanos. Последний стал основной моделью для Запорожского автозавода. Впоследствии предприятие начало выпускать на его базе бюджетный вариант под названием «Сенс».

После того, как Daewoo обанкротилась, корейскую компанию купила General Motors. А в Запорожье по лицензии продолжили выпускать «Ланос» и «производный» от него «Сенс». Позже ЗАЗ решил отказаться от использования бренда Daewoo, и начал выпускать модели, разработанные корейцами, под собственной маркой – ЗАЗ.

После прихода на «АвтоЗАЗ» корпорации «Укравто» производство «Таврии» и «Славуты» свернули. Место последней заняла новая модель – ZAZ Forza. Однако к ее разработке ЗАЗ уже имел минимальное отношение. Фактически в Запорожье освоили выпуск китайской модели Chery Bonus (A13).

ЗАЗ Форца и Chery Bonus

(Передвигайте ползунок влево-вправо)

Не имеет никакого отношения к украинскому автопрому и другая модель ЗАЗа – «Вида». Фактически перед нами Chevrolet Aveo, которое в 2012 году «АвтоЗАЗ» начал выпускать под собственным брендом по лицензии General Motors, которой принадлежит бренд Chevrolet.

ЗАЗ Вида и Chevrolet Aveo

(Передвигайте ползунок влево-вправо)

Нельзя назвать украинской разработкой и последнюю новинку «АвтоЗАЗа» — концепт хэтчбека «Славута Нова». Автомобиль был представлен на «Столичном автошоу» в конце мая 2016 года. Представители ЗАЗа уверяли, что принимают активное участие в разработке автомобиля, который создавали вместе с китайской Chery. Только вот у китайцев в 2011 году была готова очень похожая модель – Riich G2.

ЗАЗ Славута Нова и Chery Riich G2

(Передвигайте ползунок влево-вправо)

Будет ли «Славута Нова» запущена в серию, еще неизвестно. Но очевидно, что Ford Fiesta, на которую когда-то ориентировались конструкторы ЗАЗа, ушел далеко вперед. И, по сути, сегодня уже не досягаем для украинских разработчиков. Если, конечно, завод не продадут тем же американцам.