Основатель автомобильного блога CarDiagram.

Tesla – известнейший производитель электромобилей в мире. Благодаря усилиям своего родителя Илона Маска компания всего за какие-то 15 лет успела стать легендарной. Однако последнее время в адрес американского «пионера» на рынке электрокаров все чаще слышна критика.

Дело дошло до того, что «Тесле» даже начали пророчить банкротство. В частности, в начале 2018 года бывший глава General Motors Боб Лутц заявил, что у компании Маска нет будущего. И ближайшие несколько лет она разорится.

«Я не вижу, что бы могло исправить ситуацию. Поэтому, если вы интересуетесь коллекционными автомобилями, купите Tesla Model S, пока они еще продаются», — таков был совет Лутца, который он озвучил в интервью американскому изданию Los Angeles Times.

Но действительно ли Tesla находится на грани банкротства? Наверняка сказать сложно. Однако проблем у компании действительно хватает. Можно назвать, как минимум, пять причин, которые в совокупности способны стать началом конца легендарного бренда.

Огромные убытки

Илон Маск, основатель Tesla
Илон Маск, основатель Tesla

Главная проблема «Теслы» — компания тратит больше, чем зарабатывает. Как результат, огромная дыра в финансах. Так, I квартал 2018 года Tesla закончила с убытком в $710 млн. Это рекордный показатель за всю историю компании.

За год убытки компании выросли более, чем в два раза. В частности в январе-марте 2017-го показатель убыточности был на уровне $330 млн.

Если же говорить о данных за год, то в 2017-м убыток Tesla составил $1,4 млрд.

По мнению Боба Лутца, Илон Маск так и не понял простой истины: доходы должны превышать расходы. «Если у вас нет притока налички, у вас нет хорошей автомобильной компании», — отметил бывший топ-менеджер GM.

Низкое качество сборки

Производство Tesla Model 3
Производство Tesla Model 3

Критикуют последнее время и качество сборки Tesla. Так, в феврале 2018 года американский покупатель Tesla Model 3, имеющий 15-летний опыт в области контроля качества, заявил, что недоволен автомобилем.

В частности, он отметил такие недостатки, как:

  • большие зазоры между панелями кузова;
  • некачественная отделка салона;
  • низкое качество покраски автомобиля;
  • плохая шумоизоляция.

О проблемах с качеством свидетельствует и действия самой Tesla. Весной 2018-го производитель объявил крупнейшую отзывную кампанию, под которую попали 123 000 электромобилей Model S.

Машины должны были отправить на сервис из-за возможной коррозии болтов рулевой рейки, что могло привести к полной потери управляемости.

Проблемы на производстве

Сборочная линия Tesla
Сборочная линия Tesla

Илон Маск обещал, что Tesla станет прибыльной в III квартале 2018 года. Ставка делалась на массовое производство седана Model 3. Однако наладить полноценное серийное производство новинки так и не удалось.

В апреле компания объявила о том, что вынуждена приостановить выпуск «тройки». Представители Tesla признали, что выпуск новой модели пока отстает от прогнозов.

Проблемы с производством Model 3 у «Теслы» возникли практически сразу после запуска машины в серию: в III квартале 2017 года компания выпустила всего 260 экземпляров вместо запланированных полутора тысяч.

Судебные тяжбы

Финансовые проблемы Tesla могут выйти на «новый уровень», если компания проиграет судебное разбирательство с одним из своих конкурентов – американским разработчиком водородных грузовиков Nikola Motors Company.

Nikola обвиняет компанию Илона Маска в плагиате при создании дизайна электрического тягача Semi. Представители истца оценивают свой ущерб в $2 млрд.

Истец утверждает: в дизайне грузовиков Nikola One (на видео выше) и Tesla Semi есть очевидные сходства, включая форму передних крыльев, ветрового стекла и дверей. Кроме того, в Nikola заявляют, что автомобили даже имеют одинаковый коэффициент лобового сопротивления.

Высокая конкуренция

Когда Tesla начала выпускать свой первый массовый электромобиль – Model S – у нее практически не было конкурентов. Однако сейчас крупнейшие производители автомобилей практически наступают на пятки Маску.

Так, например, кроссоверу Tesla Model X уже приходится считаться с такими электрическими паркетниками, как Hyundai Kona Electric и Kia Niro EV. Ну, и главная головная боль Model X – великолепный электрический Jaguar I-Pace.

А в ближайшие пять лет электромобили появятся в модельном ряду каждого крупного производителя.