Налогов на авто станет больше
Сколько налогов собирают с автомобилей

На этой неделе правительство предложило ввести сразу несколько налогов, которые касаются и автомобилей.

В частности, как сообщает «Лигабизнесинформ», Кабмин предлагает с 1 января 2015-го ввести такие изменения в Налоговый и Таможенный кодексы:

  • дополнительный 5%-й сбор на иномарки;
  • увеличение акцизного сбора на автомобили и введение акциза на грузовики (автобусы);
  • введение акциза на переоборудованные авто;
  • ежегодный дополнительный налог в размере 25 000 грн на автомобили не старше 5 лет с объемом двигателя 2,5 литра для дизелей, и с объемом двигателя 3 литра для бензиновых авто.

Изменения в Налоговый кодекс могут быть приняты парламентом уже на этой неделе.

Итак, разберем все нововведения подробно.


Читайте также: 10 самых экономичных автомобилей


Импортная надбавка

Законопроект № 1562 предусматривает введение дополнительного импортного сбора на автомобили в размере 5%.

Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 января 2015 года и будут действовать 12 месяцев. По расчетам Кабмина, импортный сбор позволит устранить отрицательный торговый баланс Украины.

Дополнительная нагрузка на импорт позволит в том числе активизировать продажи отечественных автомобилей, что остановит падение производства – считают авторы документа.

По оценкам маркетинг-директора Группы компаний АИС Сергея Боровика, 5%-й сбор на импорт увеличит розничные цены на все автомобили еще на 5-7%.

Олег Назаренко, глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААД) уверяет, что в случае принятия законопроекта объемы «белого» импорта иномарок в Украину сократятся в пять раз.

«На сегодня официально импортировано около 100 000 автомобилей, и при сохранении объемов импорта в следующем году на этом же уровне около 20 000 авто будет ввезено официально, а остальные — по разным схемам для уклонения от уплаты налогов», — отметил глава ВААИД.


Читайте также: 10 самых экономичных дизелей, доступных в Украине


Зато от импортного налога выиграют отечественные автосборщики.

По словам вице-президента ассоциации Укравтопром Ефима Хазана, дополнительная нагрузка на импорт позволит в том числе активизировать продажи отечественных автомобилей, что остановит падение производства.

Хазан уверен, что автомобили украинского производства вполне способны заменить часть подорожавших иномарок. Но проблема в том, что отечественные автомобили собираются из импортных деталей.

По словам руководителя департамента общественных связей компании Еврокар Елены Чепижко, дополнительный 5% сбор будет полезен для производителей только в случае, если он будет распространяться исключительно на готовые продукты, но не на материалы, комплектующие и оборудование.

Налог на роскошь

Также Кабмин реанимирует старую идею налога на роскошь, которую в том или ином виде пытались провести еще в бытность премьер-министром Николая Азарова.


Читайте также: ТОП-10 армейских вездеходов


С 2015 года предлагается ввести налог в размере 25 000 грн в год на автомобили с дизельным двигателем более 2 500 куб см и с бензиновым двигателем объемом более 3 000 куб см, возраст которых не превышает 5 лет.

Главная претензия к налогу от участников рынка — неправильный принцип начисления, который формируется на основе объема двигателя, а не стоимости авто. В результате владельцы, к примеру, Audi Q7, Porsche Panamera, Mercedes GL, Infiniti FX смогут не платить этот налог, поскольку объем двигателя многих модификаций не подпадает под налог.

«Признаком роскоши может быть цена автомобиля, но никак не объем двигателя. С указанными объемами двигателей продаются в том числе автомобили среднего ценового сегмента. С другой стороны, много премиум- и люкс-автомобилей имеет двигатели меньшего объема. Таким образом, о социальной справедливости здесь говорить не приходится», — поясняет Боровик.

Среди автомобилей, которые подпадают под действие налога, — Mitsubishi L200, SsangYong Rexton, Chevrolet Malibu, Subaru Outback, которые никак нельзя отнести к премиум-сегменту.


Читайте также: ТОП-5 танков мира


По подсчетам ВААИД, в 2013 году в Украине было продано 8 071 автомобилей премиум-сегмента, или 4% от всего рынка.

«В случае если бы этот налог действовал в 2013 году, то под его действие подпали бы 802 новых автомобиля, или 9,9% от премиального сегмента (т.е. менее 0,4% от общего рынка). Остальные 99,6%, в том числе и указанные выше модели, абсолютно законно избежали бы его уплаты. Можно предположить, что после введения подобного критерия для оценки роскоши клиенты просто переориентируются на другие объемы двигателей и из-под действия налога выпадет весь премиальный сегмент», — говорит Назаренко.

По словам главы ВААИД, покупатели автомобилей и так платят дифференцированные отчисления в Пенсионный фонд: в зависимости от стоимости авто — 3-5%, а значит, принцип «богатые платят больше» реализован и действует. «По своей сути «налогом на роскошь» является акциз. Его уже платят все без исключения покупатели новых автомобилей», — добавляет Боровик.


Читайте также: Сколько техники у самых сильных армий мира


Новые акцизы

Также в поправках правительства в Налоговый кодекс предлагается «с целью компенсации отмены сбора за первую регистрацию транспортных средств» увеличить ставки акцизного сбора на машины, а также включить автобусы и грузовики в перечень подакцизных товаров.

По словам Сергея Боровика, увеличение акцизного сбора существенно не повлияет на цены новых легковых автомобилей.

С ним соглашается Хазан: «Увеличение акцизного сбора на наиболее массовые модели автомобилей с объемом от 1 000 до 2 200 куб см составляют от 0,002 до 0,007 евро за 1 куб см двигателя», — рассказывает Хазан.

По словам гендиректора AUTO-Consulting Олега Омельницкого, налогом также будет регулироваться импорт б/у грузовиков и фургонов в Украине, так как он дифференцирован от года выпуска. Ставки на подержанные авто удваиваются, а на авто старше 8 лет увеличиваются в 20 раз.


Читайте также: 10 цитат автомобильных гениев


Если ранее при импорте грузового фургона уплачивалась лишь пошлина 10% и НДС, то теперь к ним добавился и акцизный сбор. Этим налогом сделают экономически невыгодными поставки в Украину грузовиков старше 8 лет

Кроме того, законопроектом предложено вернуть практику взимания акциза с легковых автомобилей, которые были ввезены в Украину как коммерческий транспорт (который не облагается акцизом) и затем переоборудованы в легковые.

«Речь идет о «скрытом сером» импорте б/у авто, когда в Украину импортируются пассажирские (легковые) автомобили под видом грузовых. В данном случае не уплачивается акциз, автомобиль уже в Украине по документам под видом переоборудования превращается из грузового в легковой», — объясняет Боровик.


Читайте также: 10 быстрейших полицейских автомобилей в мире


По данным AUTO-Consulting, в октябре-ноябре ежемесячно импортировалось около 5 000 фургонов для последующего переоборудования в пассажирские версии.