Иномарки в Украине могут подорожать

В правительстве предлагают повышать пошлины на импортные автомобили

0
219
Какие автомобили Volkswagen не нужно покупать
Автомобили Фольксваген

В следующем году иномарки в Украине могут вырасти в цене. Правительство готовится повышать ввозные пошлины на импортные автомобили. Над механизмом повышения налога уже работает Министерство экономики. В ведомстве разрабатывают модель, которая позволяла бы поднимать импортную пошлину, не нарушая Соглашение об ассоциации с ЕС.

Импортеры успели заявить: манипуляции с импортными налогами могут серьезно навредить рынку. Представителям автомобильных компаний придется либо завозить все авто в начале года, чтобы не попасть под повышение пошлин, что весьма затруднительно с технической точки зрения.

Либо дистрибьюторам автобрендов придется повышать цены среди года. Однако если потребители будут знать, что через какое-то время налоги снова снизятся, они просто отложат покупку авто до лучших времен. И продажи на время повышенных пошлин рухнут.

Когда и насколько могут поднять пошлину

Порядок повышения импортных пошлин на автомобили отчасти регламентирован Соглашением об ассоциации Украины и ЕС. В документе (статья 44) прописано насколько именно и в каких случаях Киев имеет право повышать импортный налог. А это значит, что правительство строго ограничено в своих «налоговых» инициативах.

Во-первых, ставка импортной пошлины не может быть поднята выше 10%, тогда как сегодня она составляет 9,1%. Конечно, 0,9% — это немного. Но с другой стороны, соглашение с ЕС предполагает, что с 2017-го налог должен быть снижен до 8,2%. А в место этого мы можем получить повышение.

Во-вторых, «заикаться» о повышение пошлин Украина имеет право только когда будет превышен «граничный объем» импорта из стран ЕС. Годовая планка для Европы находится на уровне 45 000 авто. Цифра весьма скромная. Например, за 11 месяцев 2016 года, по данным «Укравтопрома», в Украине было продано 57 961 авто. Львиная доля этих машин импортированы именно из стран ЕС.

А если рынок продолжит расти теми же темпы, что и в этом году, то лимит может быть исчерпан к середине 2017-го. Например, в ноябре продажи новых «легковушек» выросли в полтора раза – почти до 8 000. Так что, если объемы продаж сохранятся на этом же уровне, импортеры выберут свое квоту в июне. А со второй половины года могут быть повышены пошлины, которые будут действовать до конца 2017-го.

Как отреагировали дистрибьюторы

Не трудно догадаться, что инициативу правительства поддержали отечественные производители. К тому же, их представители уверены: столь незначительное повышение пошлин не должно сказаться на потребителях.

«Увеличение пошлины не является запретительной мерой и вполне может нивелироваться как за счет отпускной цены производителя, так и маржи дистрибьютора», — отметили в «Укравтопроме».

Импортеры же придерживаются другого мнения. Они уверены в обратном: повышение налогов, даже незначительное, может привести, как к повышению цен, так и к перебоям поставок автомобилей в Украину.

«Импортеры вынуждены будут либо завозить все машины в начале года, что не так просто сделать, либо импортировать авто по повышенным ставкам налога и поднимать цены. Автомобильный бизнес станет непонятным для клиента. Если клиент знает, что нужно подождать 4-5 месяцев, чтобы купить автомобиль дешевле, то конечно, клиент будет ждать. Это значит, что автомобильный рынок в этот период будет заморожен», — отмечает Оксана Борейко, директор по маркетингу «Рено Украина».

Зачем хотят поднять пошлины

Цель повышения пошлин на иномарки, как всегда, «благородная» – защитить отечественного производителя. Если верить статистике «Укравтопрома», в 2016 году в Украине легковые автомобили собирали лишь два завода. Первый – ЗАЗ, входящий в корпорацию «Укравто» Тариэла Васадзе. Второй – «Еврокар», который находится на Закарпатье. Предприятие собирает автомобили Skoda. Его основной совладелец – Олег Боярин.

Остальные производители сошли с дистанции. Так, выпуск легковых автомобилей заморозил «Богдан», среди акционеров которого давний бизнес-партнер президента первый заместитель главы СНБО Олег Гладковский. Корпорация Гладковского когда-то выпускала китайские автомобили Lifan, а также модели под собственным брендом «Богдан». Последние строились на узлах «АвтоВАЗа». Но россияне решили прекратить производственное партнерство с украинской компанией. А от «китайцев» пришлось отказаться, так как они не соответствовали новым экологическим нормам. С 2016 года в Украине новые автомобили ниже стандарта Евро-5 – вне закона.

Занимался сборкой китайских Geely и Кременчугский автосборочный завод, входящий в АИС. Но сейчас предприятие законсервировано.

АИС связывают с народным депутатом от «Відродження» Дмитрием Святашем. Сам он заявляет, что давно продал группу. Однако почему-то продолжает лоббировать интересы автомобильного бизнеса в Верховной раде. В частности Святаш был самым ярым противником снижения акцизов на импортные подержанные автомобили, которые в Украине являются главным конкурентом самых дешевых новых авто. А среди последних – модели таких брендов, как «Лада» и Geely, которые в Украине представляет именно АИС.