В декабре 2015 года в Киеве был представлен первый серийный бронеавтомобиль отечественной разработки – Дозор-Б. Машина рождалась в муках – понадобилось более 10 лет, чтобы довести броневик до ума. Впервые «Дозор» как прототип был представлен в 2004 году на выставке «Зброя та безпека». Потом про него забыли. И если бы не война на Донбассе, возможно, и не вспомнили.

Но с началом российской агрессии разработчикам – Харьковскому КБ им. Морозова – пришлось сдуть пыль с чертежей и довести концепт до серийного состояния.

Каким получился автомобиль, пока сказать трудно, – «Дозор» еще не поступил на вооружение ВСУ. Первую партию ждут в 2016 году (хотя машины обещали еще год назад). Но, исходя из заявленных технических характеристик, можно предположить: броневик вполне в состоянии составить конкуренцию КрАЗам. В первую очередь, успевшему стать ветераном войны на Донбассе – «КрАЗ Кугуар».

Первое впечатление

«Дозор-Б» проходил испытания почти весь 2015 год. Правда, информации о том, как себя показывала машина, очень мало. Пожалуй, самой резонансной новостью стало сообщение в конце октября 2015-го о том, что украинский броневик утонул, преодолевая водное препятствие.

Новость иллюстрировалась красноречивой фотографией.

Бронеавтомобиль Дозор-Б

Впрочем, нельзя сказать, что это событие говорит что-то о низком качестве автомобиля. Во-первых, потому, что это были еще только испытания.

Во-вторых, бронеавтомобиль в принципе не предназначен для заплывов. В его технических характеристиках указано, что он может преодолевать водные преграды глубиной в метр. На фото же видно, что водитель заехал в водоем, который значительно глубже.

Кстати, в характеристиках КрАЗ Кугуар о возможности, преодолевать водные барьеры, вообще нет ни слова. В паспортных данных речь идет лишь о внедорожных качествах. Не показано, как «Кугуар» умеет «ходить» вброд и в официальном видео компании разработчика – арабо-канадской Streit Group.

Боевые возможности

КрАЗ Кугуар – уже прошел боевое крещение. Автомобиль принимал участие в боях на Донбассе в составе полка «Азов». Также машину активно использовали пограничники. В прошлом году один из автомобилей подорвался на мине в Луганской области. «Кугуару» разнесло практически весь моторный отсек.

Однако при этом экипаж и пассажиры остались невредимыми. Броневик доказал, что способен защитить военных.

Но, с другой стороны, военные постоянно нарекали на качество сборки «кразовской» техники. Якобы она быстро ломается, а на высоких скоростях ведет себя неуверенно. В начале 2015 года волонтеры даже взялись за усовершенствование «Кугуаров». Как сообщал Auto-Consulting, активисты «Автосотни» выявили почти 100 позиций, по которым необходима была модернизация.

Теоретически, подобная история не должна повториться с Дозор-Б. Автомобиль усовершенствовался во время испытаний. И если недоработки не были устранены во время тестов военными, тогда возникает вопрос – чем же занимались испытатели бронеавтомобиля весь 2015 год?

Бронеавтомобиль Дозор-Б

В целом, можно предположить, что все же Дозор-Б – неплохой автомобиль. Косвенным подтверждением этого может служить тот факт, что в 2011 году лицензию на производство броневика купила польская компания Mista. Польский вариант «Дозора» получил название Oncilla.

Польский бронеавтомобиль Mista Oncilla
Польский вариант Дозор-Б — Mista Oncilla

Технические характеристики

Оба броневика – КрАЗ Кугуар и Дозор-Б – принято считать украинскими. Но все же последний по многим причинам роднее. Во-первых, потому что «Дозор» разрабатывался с «нуля» в Украине. «Кугуар» же – продукт Streit Group, компании, которая имеет инвесторов из Канады и ОАЭ.

Во-вторых, степень локализации производства Дозор-Б выше, чем у «Кугуара». Представители «КрАЗа» не скрывают, что их броневик на 80% состоит из импортных деталей. В нем импортные практически все основные комплектующие – шасси, двигатель, трансмиссия, броня.

У «Дозора» двигатель и трансмиссия тоже импортные. Однако бронеавтомобиль построен на собственном шасси. И имеет много других отечественных комплектующих.

Бронеавтомобиль Дозор-Б против КрАЗ Кугуар

Дозор-Б КрАЗ Кугуар
Двигатель Deutz (Германия) Toyota (Япония)
Объем 4.7 л. 4 л.
Мощность 190 л.с. 228 л.с.
Крутящий момент 700 Нм 360 Нм
Запас хода 700 км. 900 км.
Вместительность 11 чел. 8 чел.
Брод 1 м. н.д.
Клиренс 400 мм. 300 мм.
Макс. скорость 120 км/ч. 105 км/ч.
Цена 4 млн грн. 5.6 млн грн.