Когда на Донбассе началась война, первыми новыми бронеавтомобилями, которые отправились защищать Украину, были КрАЗ «Кугуар». Это была диковинка для украинской армии – новый внедорожник, да еще и бронированный на заводе.

Казалось, что у КрАЗа появилась хорошая возможность, помочь стране с бронетехникой, и заодно поправить свои дела с объемами производства. Но новая эра для кременчугского автозавода не настала. На арену вышли новые игроки, более близкие к власти и лично президенту Украины.

Так в конце 2014 года перед публикой предстал весьма неуклюжего вида бронеавтомобиль «Барс». Его разработкой занималась корпорация «Богдан», которой владеет давний бизнес-партнер Петра Порошенко – Олег Гладковский. Причем партнеры настолько близки, что после того, как Порошенко стал президентом, он протянул Гладковского на пост заместителя секретаря СНБО Украины.

После того, как собственник «Богдана» получил влияние на оборонку, его корпорация начала тут же осваивать новый для себя рынок – бронированные автомобиля. Хотя до этого компания никогда производством бронетехники не занималась.

Вначале 2016-го «Богдан» опубликовал презентационный ролик, в котором показал свой бронеавтомобиль нового поколения – «Барс-8».

Судя по заявленным техническим характеристикам, новый «Барс» прямой конкурент «КрАЗ Кугуар». Автомобили имеют схожий уровень защиты, одинаковую вместительность и очень схожи по внедорожным качествам.

Читайте также: Российская «Армата» против украинского «Оплота»

Как появились

Несмотря на то, что и «Кугуар» и «Барс» преподносятся как отечественные бронеавтомобили, назвать их таковыми можно с большой натяжкой. Обе машины построены на шасси импортных внедорожников. В основе КрАЗа лежит Toyota Land Cruiser 79. «Барс» же сделан на базе пикапа Ram, которые раньше выпускала американская компания Dodge. На экземпляре «Барса», который демонстрировался в на выставке «Оружие и безопасность 2015», на руле сохранился даже логотип Dodge.

Богдан Барс-8

Разработкой «Кугуара» занималась Streit Group, компания, имеющая производственные мощности в Канаде и Объединенных Арабских Эмиратах. Собственно, КрАЗу практически ничего не нужно было делать. Завод просто освоил сборку «Кугуара» на своих мощностях из импортных комплектующих и «прилепил» на капот машины свой логотип.

Кто занимался разработкой «Барса», неизвестно. То есть корпорация «Богдан» уверяет, что это ее собственная разработка. Но ведь у «богдановцев» никогда не было специалистов по бронетехнике. Поэтому в любом случае компании приходилось кого-то привлекать со стороны.

Как вариант, «Богдан» мог воспользоваться услугами экспертов по «броне» с другого предприятия, близкого к Порошенко, – «Ленинской кузницы». У завода есть опыт производства бронированных кораблей – кузница построила для Узбекистана несколько бронированных речных катеров «Гюрза». Кстати, занимается предприятие и разработкой собственного бронеавтомобиля, который получил название «Тритон».

Читайте также: Российский Т-90 против американского «Абрамса»

Динамика

По ездовым качествам «Барс» и «Кугуар» очень похожи. Обе машины разгоняются до 105-110 км в час. Правда, запас хода у КрАЗа больше на 100 км. Однако «Кугуар» значительно проигрывает в плане характеристик двигателя. Если верить «Богдану», мотор его «Барса» примерно на 100 «лошадей» мощнее. Крутящий момент и вовсе несопоставим – у «Барса» ньютон-метров в три раза больше, чем у «Кугуара».

Бронеавтомобиль КрАЗ Кугуар
КрАЗ Кугуар

Важно отметить: оба автомобиля фактически не приспособлены для преодоления водных препятствий. В характеристиках «Барса» заявлено, что броневик может преодолевать вброд водоемы глубиной не более полуметра – на такие подвиги способен практически любой внедорожник.

Богдан Барс-8

О глубинах, которые может преодолевать «Кугуар» его разработчики вовсе ничего не говорят. И это весьма странно для современного бронеавтомобиля. Ведь даже «Дозор-Б» способен проходить вброд водоемы глубиной до 1 метра. А грузинский «Дидгори» и вовсе умеет плавать. Сравнение этих двух броневиков вы можете найти в нашей статье «Дозор-Б» против «Дидгори».

Технические характеристики

КрАЗ Кугуар и Богдан Барс-8

КрАЗ Кугуар Барс-8
Мотор
240 Мощность, л.с. 350
300 Крутящий момент, Нм 910
Ходовые хар-ки
105 Макс скорость, км/ч 110
900 Запас хода, км 800
300 Клиренс, мм 287
н.д. Брод, мм 500
Вместительность
2 Экипаж, чел 2
6 Десант, чел 6