Украинские автомобили
Украинские автомобили

Сегодня словосочетания «отечественный автопром» в Украине звучит глупо. Наши предприятия, гордо именующие себя отечественными производителями, в основном собирают автомобили из готовых машинокомплектов.

А о разработке новых моделей и речь не ведется. Это слишком дорогое удовольствие даже для таких крупных предприятий, как Запорожский автозавод. По оценке Министерства экономики, для создания нового украинского автомобиля понадобится около 35 млрд гривен. Если учесть, что ЗАЗ практически на грани остановки, вряд ли у его собственника Тариэла Васадзе найдутся деньги на разработку современного автомобиля.

«Ушастый»

ЗАЗ 966
ЗАЗ 966

Но так было не всегда. Когда-то о выпуске новых моделей на Запорожском автозаводе сообщали первые медийные лица СССР. Так, например, выглядела телевизионная презентация ЗАЗ-966 «Запорожец», который в народе получил прозвище «ушастый» или «чебурашка».

Автомобиль рекламировал Игорь Кириллов, известный в то время ведущий программы «Время». Кстати, странно, что в Кремле еще не додумались, заставить Дмитрия Киселева рекламировать «Лады».

«Чебурашке» предшествовала другая модель — ЗАЗ-965, более известная под прозвищем «горбатый Запорожец». И хотя за основу «горбатого» взяли итальянский Fiat 600, автомобиль не был просто скопирован. Советские инженеры внесли в него существенные доработки.

Правда, клонированием «Фиата» занимались не в Запорожье, а на Московском автозаводе. Но так как конвейер «Москвича» был забит под завязку, собирать авто поручили ЗАЗу, который на то время специализировался на производстве сельхозтехники и назывался «Коммунар».

Украинский «Запорожец» стал одним из героев легендарной английской передачи TopGear. Во время тест-драйва «ушастого» Джереми Кларксон метко заметил: двигатель у ЗАЗа расположен сзади – в точности как у Porsche 911.

Последний «абориген»

ЗАЗ Таврия

Последний автомобиль, который был разработан украинскими конструкторами, тоже выпускали на ЗАЗе. Это было относительно недавно – последний ЗАЗ «Славута» сошел с конвейера всего три года назад – в 2011-м. Это, если можно так сказать, современная версия «Таврии», которую в Запорожье выпускали с конца 1980-х.

«Таврия», она же, по большому счету, «Славута», принципиально отличалась от своего «ушастого» предшественника не только внешним видом, но и расположением жизненно важных агрегатов. Например, двигатель теперь устанавливали ни в точности как на Porsche 911, а спереди.

Волынский вездеход

Еще одним творением, к которому приложили руку украинские конструкторы, стал первый советский внедорожник массового потребления – ЛуАЗ-969, более известный как «Волынь». В его разработке принимали участие запорожские конструкторы. А сама машина собиралась на автозаводе в Луцке.

«Волынь» разрабатывали с прицелом использования в сельском хозяйстве. В основу внедорожника лег военный предшественник «Волыни» — ЛуАЗ-967. Это был вездеход для транспортировки раненых солдат. Ко всему он еще умел и плавать.

Гражданская же версия стала первым переднеприводным советским автомобилем, да к тому же еще и с подключаемой задней осью. На «Волынь» ставили двигатель Мелитопольского завода, который сегодня выпускает агрегаты для ЗАЗ Сенс.

Сам же Луцкий автозавод некоторое время входил в состав ЗАЗа. Поэтому «Волыни» выпущенные в тот период имели обозначение ЗАЗ, а не ЛуАЗ.

Автомобили из мотоцикла

КМЗ-1 КиевМало кто знает, но автомобили пытались выпускать и в Киеве. Освоением автомобилестроения в столице занимался Киевский мотоциклетный завод. Первым его авто был фургон КМЗ-1 «Киев».

На прототип ставили мотоциклетный двигатель. С виду «Киев» был чем-то похож на «Запорожец». Неизвестно, собирались ли киевляне выпускать КМЗ-1 серийно, но в хозяйстве он им точно пригодился – автомобиль использовали для перевозки деталей между цехами.

Еще одно авто, в основу которого лег тяжелый мотоцикл – КМЗ-3 «Киев». Это был усовершенствованный вариант фургона, который, правда, в серию тоже не пошел. Новый «Киев» мог брать на борт до полутоны груза.